Ольга Хохлова: «Я цветок, растущий из добра» Кажется, Аэлита Степановна в «Папиных дочках» стала хрестоматийной героиней отечественных сериалов. А между тем у сыгравшей ее актрисы Ольги Хохловой одна роль любопытнее другой. Ей подвластны героини XIX века и бизнесвумэн, парикмахеры и учителя. Она светится оптимизмом и словно заряжает им с экрана. А сколько тайн у женщины, которая вдохновляется «Сталкером» Андрея Тарковского, лучше и не гадать…
Это уже секреты профессии – только не подумайте, что я о слезных каплях или чищеных луковицах, как средствах для вызывания слез. А вера зрителей приходила потихонечку. Однажды матросик написал письмо: «Дорогая Ольга, нас всей командой водили на спектакль, я сидел в седьмом ряду на 27-м месте – вы прямо со сцены подмигнули мне и показали язык, у меня в воскресенье увольнительная, приглашаю Вас на свидание…». Потом кто-то подарил янтарные бусы на поклоне. Позже, уже после съемок в «Папиных дочках» меня за кустами караулила целая ватага детей, хотели автографов и фотографий с мамой Веника Аэлитой Степановной. А теперь я уже привыкла к тому, что все со мной здороваются, улыбаются, некоторые даже не понимают, что вчера вечером видели меня в «Серафиме прекрасной» или в «Изменах»… А просто здороваются, потому что меня знают откуда-то, и всё. Как влияет команда, с которой вы снимаетесь, на вашу работу над ролью? Кто-то работает благодаря, а кто-то вопреки. Кому-то нужна подпитка через преодоление негативных эмоций или, наоборот, надо кого-то ненавидеть. Я же расцветаю только в радости, в любви, доверии. Я цветок, растущий из добра.
Для сериала «Эти глаза напротив» Ольга Хохлова взяла настоящие вещи тех лет, оставшиеся от родителей Это важно, чтобы режиссер видел вас красивой и талантливой в любом образе? Красота – это относительное понятие. Однажды после спектакля «Пластилин» Кирилла Серебренникова, где я играла бомжиху, пришел режиссер Юрий Грымов и вызвал меня на кастинг фильма «Казус Кукоцкого». Но проб не было, он без проб утвердил меня на хорошенькую медсестру, которая соблазняет Кукоцкого. Я сказала: «Боже мой, Юра, я же такая некрасивая в «Пластилине»». А он так по-простецки говорит: «Что ты, дурочка, ты очень красивая». Это, конечно, идеальный вариант. К сожалению, не всегда с режиссером происходит разговор о каких-то внутренних движениях души. В основном режиссеров интересует конечный результат. А уж о поисках себя, чего-то неизвестного, и речи быть не может, потому что кино – это коммерческая тема и на изыски нет времени. В основном ты всегда должен быть в форме, всегда подтянутый, всегда готовый преодолеть самую высокую планку.
В сериале «Эти глаза напротив» вы перевоплотились в женщину, по сути ангела-хранителя певца Валерия Ободзинского, которая заметно помогла ему в карьере. А кто для вас был таким ангелом-защитником? Если б Валентина Федоровна, директриса и продюсер Валерия Ободзинского, осталась с ним до самого конца, то этот великий певец переплюнул бы даже Майкла Джексона с Мадонной и, конечно, не умер бы так рано, в 55 лет. «Эти глаза напротив» – это время моих родителей. В доме у нас был культ Ободзинского. Папа говорил, что он гений. У нас все время звучали его песни. Я взяла настоящие вещи тех лет, оставшиеся от родителей, например папины галстуки, а папа мой – тоже музыкант, и наш Ободзинский в фильме был в них: синенький с серебром и оранжевый с золотом. Взяла мамину косынку, и в ней у меня одна из главных сцен моей роли – прощание с Валерием на вокзале. Это давало мне какую-то особую силу на съемках, как будто родители были со мной рядом, охраняли меня. Вот сразу я и ответила на вторую часть вопроса – «кто для Вас был ангелом-защитником…» – мои родители. Фильм Юрия Мороза «Точка» в полном смысле описывает дно. Съемки в такой картине – это как тест на профпригодность? Юрий снимал в документальном стиле, во всяком случае мои сцены. Это производит дикое впечатление. Во-первых, мы были в таком страшном поезде, началась гроза, шел настоящий дождь, была настоящая грязь, все было настоящее. И правдивые интонации проникают прямо в сердце. И Вика (Исакова. – Прим. ред.) поразительно работала, и все мои партнеры. Юрий Мороз умеет создать на площадке атмосферу реальности происходящего. Иногда даже мурашки по коже бегают. В каком-то смысле да, это можно назвать тестом на профнепригодность. Ольга Хохлова в роли руководителя филармонии Роль в мощной картине Никиты Михалкова «12» – это подарок судьбы? «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Раба любви» … После этих фильмов я поняла, ЧТО я хочу играть, ЧТО зритель должен услышать из моих уст, из моего сердца, души. Чтобы все услышали, ЧТО я хочу сказать. Михалков был олицетворением того, кто может дать мне эту возможность. И вдруг я попадаю на эту картину – «12»! У меня были интересные пробы. Мы когда встретились, я прямо кинулась к нему от восторга, что вижу мастера: «Никита Сергеевич, я к вам на пробы на соседку. Я Оля Хохлова». А он: «Ну, иди сюда, моя миленькая». Я его стала целовать. Да, я его поцеловала, потом были пробы – видео, фото… Потом я пожалела о том, что вела себя как фанатка: думала, что меня не утвердят. Но ура! Утвердили. Я была в шоке. И я до сих пор не поняла: то ли у меня были хорошие пробы, то ли я его хорошо поцеловала (улыбается). У меня было два счастливых съемочных дня. Когда вокруг 12 разгневанных мужчин, куча массовки, оператор, команда – подсудимый, прокурор, адвокат, присяжные заседатели. Никита Сергеевич с артистом работает так, как будто артист – главный человек в его жизни, самый любимый человек. И эту любовь, мне кажется, можно потрогать руками на съемочной площадке. Ты в ней купаешься и расцветаешь. Это как раз тот случай, когда команда твоя и режиссер твой, который тебя любит. И когда он позволяет тебе раскрыться. И вот здесь, когда Никита Сергеевич нашептывает мне мою биографию и то, что происходит в кадре. Вот это настоящая работа. Мы не бежим, мы работаем. Сейчас в основном всё наоборот – время, время, время. Все как-то впопыхах. Съемки у Никиты Михалкова в фильме «12» – это встреча со своими желаниями.
Как вы думаете, верю я в экстрасенсов или нет после этого? Но я не пользуюсь услугами экстрасенсов и другим не советую.
По признанию Ольги Хохловой, она никогда не довольна своими интервью Работа с маститым театральным режиссером Декланом Доннелланом подняла вашу самооценку? Гастроли по всему миру – от Лондона и Парижа до Гонконга! Работа с такими звездами, как Евгений Миронов, Ирина Гринёва, Александр Линьков, Игорь Ясулович, Александр Феклистов, Дмитрий Дюжев! Разве дело в самооценке? Запомнить, внять, научиться, насладиться… Вот это да! У меня был срочный ввод. И все приходили и помогали мне, хотя не обязаны это делать. И Женя Миронов был первый, кто помогал мне вводиться. Это потрясающий опыт не только в работе, но и опыт человеческого общения, потрясающий опыт отношения к делу, к правилам жития гастрольного… Да всего… Видели бы вы, как на гастролях все друг другу помогали и трепетно друг к другу относились. Как, например, трогательно взял на себя заботу о юном артисте Никите Лукине Александр Сергеевич Линьков, ухаживал за меленьким цесаревичем, передавал свой опыт актерский.
Как вам пригодились навыки журналистской профессии, кроме умения давать интервью? А вы считаете, я умею давать интервью? Это невыносимо, я никогда не довольна своими интервью. Так что, скорее, навыки эти мне мешают в работе актрисы. Назовите фильмы, которые вы смотрите – и жить хочется, и любить хочется. Если не фильмы, а фильм один, то «Сталкер». Вся жизнь – пикник на обочине. Могу смотреть его бесконечно. Все в нем для меня имеет высочайший смысл. Смысл высоких заблуждений, смысл проблемы неумения принятия простейших решений, иллюзорность существования человеческого бытия и мистическое, которое, может, и есть самое реальное и желанное. Оно, может, всемогуще? Оно-то и манит жить и любить! Альберт Эйнштейн говорил: «Есть только два взгляда на жизнь. Первый – чудес не бывает и второй – всё вокруг чудо». В общем, вся жизнь моя в поисках чуда. Я выбираю чудо.
Лора Чугуевская |