Ольга Хохлова: «Я цветок, растущий из добра»

Кажется, Аэлита Степановна в «Папиных дочках» стала хрестоматийной героиней отечественных сериалов. А между тем у сыгравшей ее актрисы Ольги Хохловой одна роль любопытнее другой. Ей подвластны героини XIX века и бизнесвумэн, парикмахеры и учителя. Она светится оптимизмом и словно заряжает им с экрана. А сколько тайн у женщины, которая вдохновляется «Сталкером» Андрея Тарковского, лучше и не гадать…

Вы мечтали стать актрисой, и мечта сбылась. Какая роль вам дороже всех?

В детстве я представляла себя красивой и знаменитой, вставала перед телевизором и любовалась своим отражением на выключенном экране. Пела, танцевала перед темным, пустым экраном. Теперь я работаю актрисой, реально вижу себя на экране. Значит, мечта сбылась. Роли свои люблю все, это правда. Но та, которая дороже всех, пожалуй, еще не сыграна.

Великая Ингрид Бергман говорила: «Неважно, плачешь ли ты на самом деле. Важно, чтобы зрители верили, что ты плачешь». Как к вам приходила эта вера зрителей, публики?

А если зрители плачут, то какая разница – настоящие у меня слезы или показные? Это и есть самое интересное, таинственное в каждой роли: как сделать так, чтобы именно они, зрители, заплакали.

Ольга Хохлова в сериале «Эти глаза напротив»

Это уже секреты профессии – только не подумайте, что я о слезных каплях или чищеных луковицах, как средствах для вызывания слез. А вера зрителей приходила потихонечку. Однажды матросик написал письмо: «Дорогая Ольга, нас всей командой водили на спектакль, я сидел в седьмом ряду на 27-м месте – вы прямо со сцены подмигнули мне и показали язык, у меня в воскресенье увольнительная, приглашаю Вас на свидание…». Потом кто-то подарил янтарные бусы на поклоне. Позже, уже после съемок в «Папиных дочках» меня за кустами караулила целая ватага детей, хотели автографов и фотографий с мамой Веника Аэлитой Степановной. А теперь я уже привыкла к тому, что все со мной здороваются, улыбаются, некоторые даже не понимают, что вчера вечером видели меня в «Серафиме прекрасной» или в «Изменах»… А просто здороваются, потому что меня знают откуда-то, и всё.

Как влияет команда, с которой вы снимаетесь, на вашу работу над ролью?

Кто-то работает благодаря, а кто-то вопреки. Кому-то нужна подпитка через преодоление негативных эмоций или, наоборот, надо кого-то ненавидеть. Я же расцветаю только в радости, в любви, доверии. Я цветок, растущий из добра.

Для сериала «Эти глаза напротив» Ольга Хохлова взяла настоящие вещи тех лет, оставшиеся от родителей

Это важно, чтобы режиссер видел вас красивой и талантливой в любом образе?

Красота – это относительное понятие. Однажды после спектакля «Пластилин» Кирилла Серебренникова, где я играла бомжиху, пришел режиссер Юрий Грымов и вызвал меня на кастинг фильма «Казус Кукоцкого». Но проб не было, он без проб утвердил меня на хорошенькую медсестру, которая соблазняет Кукоцкого. Я сказала: «Боже мой, Юра, я же такая некрасивая в «Пластилине»». А он так по-простецки говорит: «Что ты, дурочка, ты очень красивая». Это, конечно, идеальный вариант. К сожалению, не всегда с режиссером происходит разговор о каких-то внутренних движениях души. В основном режиссеров интересует конечный результат. А уж о поисках себя, чего-то неизвестного, и речи быть не может, потому что кино – это коммерческая тема и на изыски нет времени. В основном ты всегда должен быть в форме, всегда подтянутый, всегда готовый преодолеть самую высокую планку.

По мнению Ольги Хохловой, красота – понятие относительное

Дайте пять определений отличной работы.

Сценарий, роль, режиссер, партнеры и бесконечное количество любви.

Сталкивались ли вы с изменами, перед тем как сыграть в нашумевшем сериале ТНТ?

Между прочим, психологи говорят, что даже смерть близкого человека воспринимается легче, чем измена. Женщина со смертью любимого человека смиряется быстрее, чем с изменой. Измена идет по всей жизни с женщиной. Вот так говорят психологи. Это накладывает отпечаток на всю ее жизнь. А у мужчин это еще сложнее, потому что у них гордыня, чувство собственного достоинства и т.д. Это тонкая тема и очень больная, а в интервью никто не согласится рассуждать о самом больном.

 

В сериале «Эти глаза напротив» вы перевоплотились в женщину, по сути ангела-хранителя певца Валерия Ободзинского, которая заметно помогла ему в карьере. А кто для вас был таким ангелом-защитником?

Если б Валентина Федоровна, директриса и продюсер Валерия Ободзинского, осталась с ним до самого конца, то этот великий певец переплюнул бы даже Майкла Джексона с Мадонной и, конечно, не умер бы так рано, в 55 лет. «Эти глаза напротив» – это время моих родителей. В доме у нас был культ Ободзинского. Папа говорил, что он гений. У нас все время звучали его песни. Я взяла настоящие вещи тех лет, оставшиеся от родителей, например папины галстуки, а папа мой – тоже музыкант, и наш Ободзинский в фильме был в них: синенький с серебром и оранжевый с золотом. Взяла мамину косынку, и в ней у меня одна из главных сцен моей роли – прощание с Валерием на вокзале. Это давало мне какую-то особую силу на съемках, как будто родители были со мной рядом, охраняли меня. Вот сразу я и ответила на вторую часть вопроса – «кто для Вас был ангелом-защитником…» – мои родители.

Фильм Юрия Мороза «Точка» в полном смысле описывает дно. Съемки в такой картине – это как тест на профпригодность?

Юрий снимал в документальном стиле, во всяком случае мои сцены. Это производит дикое впечатление. Во-первых, мы были в таком страшном поезде, началась гроза, шел настоящий дождь, была настоящая грязь, все было настоящее. И правдивые интонации проникают прямо в сердце. И Вика (Исакова. – Прим. ред.) поразительно работала, и все мои партнеры. Юрий Мороз умеет создать на площадке атмосферу реальности происходящего. Иногда даже мурашки по коже бегают. В каком-то смысле да, это можно назвать тестом на профнепригодность.

Ольга Хохлова в роли руководителя филармонии

Роль в мощной картине Никиты Михалкова «12» – это подарок судьбы?

«Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Раба любви» … После этих фильмов я поняла, ЧТО я хочу играть, ЧТО зритель должен услышать из моих уст, из моего сердца, души. Чтобы все услышали, ЧТО я хочу сказать. Михалков был олицетворением того, кто может дать мне эту возможность. И вдруг я попадаю на эту картину – «12»! У меня были интересные пробы. Мы когда встретились, я прямо кинулась к нему от восторга, что вижу мастера: «Никита Сергеевич, я к вам на пробы на соседку. Я Оля Хохлова». А он: «Ну, иди сюда, моя миленькая». Я его стала целовать. Да, я его поцеловала, потом были пробы – видео, фото… Потом я пожалела о том, что вела себя как фанатка: думала, что меня не утвердят. Но ура! Утвердили. Я была в шоке. И я до сих пор не поняла: то ли у меня были хорошие пробы, то ли я его хорошо поцеловала (улыбается).

У меня было два счастливых съемочных дня. Когда вокруг 12 разгневанных мужчин, куча массовки, оператор, команда – подсудимый, прокурор, адвокат, присяжные заседатели. Никита Сергеевич с артистом работает так, как будто артист – главный человек в его жизни, самый любимый человек. И эту любовь, мне кажется, можно потрогать руками на съемочной площадке. Ты в ней купаешься и расцветаешь. Это как раз тот случай, когда команда твоя и режиссер твой, который тебя любит. И когда он позволяет тебе раскрыться. И вот здесь, когда Никита Сергеевич нашептывает мне мою биографию и то, что происходит в кадре. Вот это настоящая работа. Мы не бежим, мы работаем. Сейчас в основном всё наоборот – время, время, время. Все как-то впопыхах. Съемки у Никиты Михалкова в фильме «12» – это встреча со своими желаниями.

Валентина Федоровна (Ольга Хохлова) примеряет Ободзинскому (Вячеслав Чепурченко) галстук своего папы

На съемках фильма «Чудотворец» случались ли необычные ситуации? Верите ли вы в экстрасенсов?

На съемках не случилось никаких необычных ситуаций, если не считать того, что я и Филипп Янковский (он играл Чумака), после сцены экстрасенсорного гипноза заболели ангиной. Все остальное было очень даже обычно. По сюжету Федор Бондарчук, который играл Кашпировского, меня тоже гипнотизировал, и я виртуозно падала несколько дублей на бетонный пол в обморок. После окончания съемок я была на программе «Пусть говорят», посвященной фильму «Чудотворец», и имела неосторожность шутливо продемонстрировать, как можно имитировать гипнотический обморок так, как нас в институте учили. Мое сценическое падение имело огромный успех у присутствующих, и я включила этот трюк в программу своих встреч со зрителями. Вот тогда начались чудеса, я падала по несколько раз в день и совсем не сценическим образом, а нелепо, неуклюже и очень даже больно. Однажды мелькнула мысль – наверное, экстрасенсы обиделись за мою шутку в эфире. И решила: больше на своих встречах со зрителями я не делаю этого трюка. 

Как вы думаете, верю я в экстрасенсов или нет после этого? Но я не пользуюсь услугами экстрасенсов и другим не советую.

По признанию Ольги Хохловой, она никогда не довольна своими интервью

Работа с маститым театральным режиссером Декланом Доннелланом подняла вашу самооценку?

Гастроли по всему миру – от Лондона и Парижа до Гонконга! Работа с такими звездами, как Евгений Миронов, Ирина Гринёва, Александр Линьков, Игорь Ясулович, Александр Феклистов, Дмитрий Дюжев! Разве дело в самооценке? Запомнить, внять, научиться, насладиться… Вот это да! У меня был срочный ввод. И все приходили и помогали мне, хотя не обязаны это делать. И Женя Миронов был первый, кто помогал мне вводиться. Это потрясающий опыт не только в работе, но и опыт человеческого общения, потрясающий опыт отношения к делу, к правилам жития гастрольного… Да всего… Видели бы вы, как на гастролях все друг другу помогали и трепетно друг к другу относились. Как, например, трогательно взял на себя заботу о юном артисте Никите Лукине Александр Сергеевич Линьков, ухаживал за меленьким цесаревичем, передавал свой опыт актерский.

А возможность каждый спектакль наслаждаться монологом Бориса Годунова в исполнении Феклистова – это эталон актерского мастерства. А сцена у фонтана между Гринёвой (Марина Мнишек) и Мироновым (Дмитрий самозванец – Гришка Отрепьев) – по ней можно в театральных вузах преподавать актерское мастерство...

Чем репетиции в «Борисе Годунове» отличались от всего, сделанного вами на сцене?

Масштабом, пожалуй, размахом, дерзновением понять Доннелланом автора чужой национальности – Пушкина познать. Доннеллан Деклан требовал стопроцентной отдачи. Репетиции бывали даже иногда лучше, чем спектакли. Репетиции у Деклана – это больше чем репетиции. Это высочайшего класса профессионализм, это человеческий опыт, опыт отношений друг с другом. И, конечно, любовь.

На счету Ольги Хохловой свыше 100 ролей в кино

Как вам пригодились навыки журналистской профессии, кроме умения давать интервью?

А вы считаете, я умею давать интервью? Это невыносимо, я никогда не довольна своими интервью. Так что, скорее, навыки эти мне мешают в работе актрисы.

Назовите фильмы, которые вы смотрите – и жить хочется, и любить хочется. 

Если не фильмы, а фильм один, то «Сталкер». Вся жизнь – пикник на обочине. Могу смотреть его бесконечно. Все в нем для меня имеет высочайший смысл. Смысл высоких заблуждений, смысл проблемы неумения принятия простейших решений, иллюзорность существования человеческого бытия и мистическое, которое, может, и есть самое реальное и желанное. Оно, может, всемогуще? Оно-то и манит жить и любить! Альберт Эйнштейн говорил: «Есть только два взгляда на жизнь. Первый – чудес не бывает и второй – всё вокруг чудо».

В общем, вся жизнь моя в поисках чуда. Я выбираю чудо.

 

Лора Чугуевская
Tricolor TV Magazine