Накануне праздника обозреватель «ВМ» беседует с заслуженной артисткой России о секретах женского счастья, муках творчества.

Ольга, как вам предновогодняя Москва и каких подарков ждете от будущего года?

С самой юности праздничная столица для меня — настоящая сказка, в каждой гирлянде — мечта. В каждом тоннеле из рождественских огней обязательно мерцает обещание счастья.

Ведь в первый раз я увидела рождественскую Москву, когда училась в десятом классе. Я жила в Ангарске, в маленьком городе в Сибири. Родители собрали денег на школьную экскурсию. Всем классом добирались на поезде пять суток. Я на верхней полке засыпала, мечтая увидеть Кремль, Большой театр, МХАТ. И даже примороженные по утрам к плацкартному окну волосы не уменьшали мое предчувствие счастья. В ту поездку, гуляя по Тверской среди столичных огней, я твердо решила — приеду поступать в Москву «на артистку». И сейчас я, уже взрослая тетя, всегда чувствую прилив радости под этими огоньками. Смешно даже. Подарков особенных не жду. Знаете, никто не дарил мне золотые яхты. Зато мой муж, тогда он был еще жених, забирался по водосточной трубе ко мне в окно в общежитие... Вот это и романтика, и воспоминания на всю жизнь. Он до сих пор считает, что это было что-то невероятное, — наверное, перенервничал тогда очень.

Вы стали популярны после выхода в 2007 году сериала «Папины дочки». Какие самые неожиданные проявления зрительской любви случались в жизни?

Я после института работала в Приморском краевом академическом театре во Владивостоке. Помню письмо от матросика после спектакля: «Дорогая Ольга, вы мне очень нравитесь. Сегодня нас всей командой водили на спектакль, я сидел в седьмом ряду, на 27-м месте и понял, что вы тоже отвечаете мне взаимностью: со сцены вы подмигнули, глядя мне прямо в глаза, а потом показали мне язык…» Такого нарочно не придумаешь! Еще был один парень — грузин, каждое выступление даривший охапки роз. А однажды какая-то женщина сняла с себя янтарные бусы и вынесла мне их на сцену вместо цветов. Но впервые я поняла, чт стала известной артисткой, когда возле моего подъезда маленький мальчик тайком пытался сфотографировать меня на мобильный. Я спросила: «Что ты делаешь?»

А он: «Скажите, это вы снимались в «Папиных дочках?» «Я». И он как закричит: «Это она, это она!» Из-за кустов выбежала целая ватага детей, стали фотографироваться со мной, автографы брать… Представьте, ведь прятались, караулили, ждали, когда выйдет Аэлита Степановна, мама Веника из «Папиных дочек»!

Ваша жизнь достойна приключенческого сценария. Не поступили с первого захода в театральный в Москве и пошли клепать на обувной фабрике стельки и подошвы. А потом, ткнув пальцем в карту, рванули во Владивосток...

Да, поступить в Москве мне не удалось, был бешеный конкурс — 600 человек на место. Устроилась на обувную фабрику «Красный пролетарий». А потом решила все бросить и уехать во Владик. Сейчас я понимаю, что зря страдала: если б осталась тогда в Москве, то Слава бы мой (супруг актрисы Вячеслав Шикалов, потомственный моряк. — ВМ) какой-нибудь другой дивчине достался. Поступила там в Институт искусств на театральный и... полюбила моряка. Вышла замуж, из моря его ждала…

Каково это, быть женой моряка?

Это невыносимо. Видимо и моему моряку было тоже не очень-то хорошо в море по полгода на мачте в шторм и качку сидеть, ждать радиосвязь раз в неделю, чтоб со мной двумя словами перекинуться. В итоге я все-таки украла его у моря. Он списался на берег. Теперь у нас дети уже взрослые, а тогда мы отшвартовались из Владивостока и пришвартовались в Москве с двумя маленькими дочечками. И жизнь началась с чистого листа. Вместе мы 30 лет, 22 года из них — в Москве. А три года назад обвенчались.

Режиссеры, быстро оценив ваше дарование, стали приглашать вас на съемки в фильмах и сериалах. Легко ли вы проходили кастинги?

Театральный я окончила во Владивостоке, а в Москве поступила в «Независимую школу кино и телевидения». Казалось, не хватает знаний, и хотелось найти «своих» людей. Понимаете, о чем я? В Москве это очень трудно сделать, тем более в наше время. «Мои»остались далеко в Сибири и на Дальнем Востоке. Ох, и горько же было болтаться в профессии в одиночку. Но мы знаем: «То, что не убивает, делает нас сильнее», да? Меня окружили прекрасные люди, до сих пор дружим. Педагогами были личности высокого полета: Хотиненко, Фенченко, Гуревич, Дыховичный…Хождения по кастингам — это хождение по мукам. Кастинг — это всегда экзамен. Но парадокс в том, что, если ты «научаешься» радоваться этим экзаменам, считай, поймал жар-птицу за хвост. Реально. Смиряешься со всем, что тебе предстоит, и получаешь радость от происходящего. Вот моя формула успеха. Дарю всем с любовью. Но чем упрямее ты идешь к цели, не получая от этого радости, тем быстрее цель убегает от тебя.

Работу с какими режиссерами высчитаете важными этапами в своей творческой жизни?

Большой ступенькой была работа с Кириллом Серебренниковым в его спектакле «Пластилин». Потом —встреча с Юрием Грымовым в фильме «Казус Кукоцкого». Дальше — съемки в «Марше Турецкого» Туманишвили, в «Каменской» Юрия Мороза, в фильме «Сель» Ярополка Лапшина и, конечно в «Двенадцати» у Никиты Михалкова… Потом пошли главные роли в сериалах «Измены» на ТНТ, в «Серафиме прекрасной» на Первом...

Александр Адабашьян рассказывает, что сниматься у Михалкова — счастье, потому что он очень любит актеров. А вы как вспоминаете работу с ним?

Приехав на пробы фильма «Двенадцать», помню, бросилась навстречу Никите Сергеевичу. Он был так доброжелателен, что я его даже поцеловала. До сих пор не понимаю, почему я тогда была утверждена: то ли так хорошо провела пробы, то ли так хорошо поцеловала режиссера! Конечно, сниматься у Михалкова — настоящее счастье, потому что кажется, что все вокруг существует для тебя и ради тебя: настолько он трепетный, внимательный и тонкий человек. Когда разговаривает с актрисой на площадке, муха не пролетит. Дисциплина железная. Но она не через страх или ненависть, а через любовь и жажду творчества.

Припомните самые тяжелые съемки: чем готов жертвовать артист ради достоверности роли?

Самые тяжелые съемки связаны с ужасной погодой. Часто летом снимаем зиму или в холод — жару. Все время мерзну на открытой площадке. Уже купила себе специальные маечки. Надеваю на себя папин пояс из собачьей шерсти, он от радикулита им спасался. Только что я снялась в фильме «Счастья, здоровья!» режиссера Горобца. На улице идет снег, а мы изображаем, что нам жарко, веселимся и танцуем, а на мне — тоненькое шелковое платье. Вот такие «летние» съемки проходят зимой. Я снималась в фильме «Точка отсчета» c Юрием Мефодиевичем Соломиным. Съемки ночные. Подхожу к нему и спрашиваю: «Как вам удается в шесть утра так хорошо выглядеть? Мы, молодые актрисы, в это время уже в разобранном состоянии». А он как бы шуткой отвечает: «Артисту талантливым необязательно быть, а здоровым быть необходимо». В общем, бережемся по возможности. Или вот в фильме «Марафон» мы снимались с Екатериной Васильевой. Была холодная нетопленая комната, изо рта шел пар. Тогда Екатерина Сергеевна говорит: «Ну что ж делать? Давайте есть мороженое». Я была шокирована, но оказалось, что мороженое холодит дыхание, и оно перестает парить. Как думаете, какова вероятность заболеть после этой съемки? Холод собачий, но актриса готова есть мороженое, чтобы пар не шел изо рта.  

Ваша роль в фильме «Эти глаза напротив» — сплошная жертвенность женщины во имя большого таланта. Насколько сложно было примерить этот образ?

Моя Валентина из фильма «Эти глаза напротив»... Мы ведь не знали, какой она была. Сложность в этом и заключалась: не было информации об этой женщине — первом директоре Ободзинского из Ялтинской филармонии. Я звонила туда, но, увы, никакой информации мне не дали. Тогда решили: будем фантазировать. Попытались передать взаимную любовь и уважение между директором и артистами, которую они пронесли через всю жизнь. Фильм этот рассказывает о времени молодости моих родителей. Замечательный художник одел меня в достоверные костюмы. Я принесла папины концертные галстуки, а сама снималась в маминой газовой косынке и сережках. Когда вижу одну из сцен, у меня мурашки по коже бегают: кажется, на меня мама смотрит с экрана — так мы похожи.

Вы человек православный, воцерковленный. При этом снимались в фильме про экстрасенсов. Но отказались по морально-этическим соображениям принимать участие в одной из рейтинговых передач. Где проходит та грань, за которую нельзя переступить?

В фильме «Чудотворец», если вы его имеете в виду, я была, между прочим, жертвой экстрасенса. Герой Федора Бондарчука мою героиню использовал в своих коммерческих махинациях, а потом просто стер ей память. Все, что касается совести, трудно обсуждать на страницах СМИ. Да и стоит ли? Почитайте святых отцов, там все написано просто и понятно. Все когда-то узнают, что Бог есть, только каждый в свое время. Но бывает, что люди не воцерковленные светлее и чище самых воцерковленных, потому что от мамы и папы у них врожденное чувство совести. Кто-то из великих говорил: «Какая разница, есть Бог или нет, жить-то все равно надо так, как будто он есть, потому что если есть совесть, то по-другому не получится».

Чем наполнена ваша жизнь, помимо работы?

Всем! Мужем, детьми, свекровью, хозяйством, интернетом, едой, спортзалом, прогулками, путешествиями, книгами, фильмами, болтовней по телефону, моими заботами, чужими заботами и просто ничегонеделаньем… И любовью! Ведь все вокруг — любовь. И еще. Мне кажется, я в конце концов нашла своих людей! Это Московский современный художественный театр под руководством Владимира Стеклова (МСХТ). Я только что сыграла там в премьерном спектакле «Семейка Фани» режиссера Алексея Ожогина и до сих пор принимаю восторженные отзывы от зрителей, которые его видели. Партнеры у меня там просто восхитительные: Владимир Долинский, Владимир Стеклов, Руслан Банковский, Людмила Татарова-Джигурда, Артур Диланян, а музыкант Митя Фомин дебютировал в спектакле как актер.

Новый год — волшебный праздник. Выв чудеса верите?

Эйнштейн говорил, что есть только два взгляда на жизнь. Первый — что чудес не бывает и второй — что все вокруг чудо. Я выбираю чудо.

 

Вечерняя Москва 21–28 декабря 2017 № 49 (27827) vm.ru