Ольга Хохлова, актриса театра и кино: «МОСКВА ДЛЯ МЕНЯ — ЭТО ПОСТОЯННОЕ ОЖИДАНИЕ ЧУДА»

ПРОГУЛКА СО ЗВЕЗДОЙ


От нее как-то сразу заражаешься жизнерадостностью и оптимизмом.
Наверное, именно эти качества помогли и помогают ей уверенно идти по жизни, покоряя новые вершины в актерской профессии. Например, дебютировать в кино она решила не где-то, а на студии самого Никиты Михалкова. Вот так вот запросто постучалась в дверь и объявила охраннику, что восемь лет играла в Приморском театре главные роли, а теперь пришла пора сниматься в кино. Ее утвердили, правда, доверив лишь одну фразу. А уже через несколько лет сам Никита Сергеевич отобрал Ольгу Хохлову из десятков других претенденток на роль в своем фильме «12». Ну и пусть эпизодическую. Эта неутомимая сибирячка твердо верит: у нее еще все впереди! В Москве ничему не стоит удивляться…
Ангелы на Тверской


Встречаемся на Речном вокзале, но Ольга начинает с первых впечатлений о столице: — Мое знакомство с Москвой произошло в десятом классе, когда нас привезли сюда на экскурсии. Помню, это был январь, зимние каникулы, у меня началась жуткая ангина. Мы ехали в каком-то холодном вагоне, а я даже примерзла волосами к оконному стеклу. Вот такие невеселые воспоминания. Экскурсии, конечно, были самые стандартные — получить по ним полное представление о Москве вряд ли возможно. Но мне повезло — я купила билеты во МХАТ. Пришла к руководителю нашей группы и говорю: «Можно я вечером пойду на спектакль?». Представляете? И мне разрешили. А жили мы в общежитии, где-то то ли в Бибиреве, то ли в Бутове. И вот я сама на метро доехала до центра и пошла в театр. Но я-то тогда не знала, что МХАТа в Москве два, поэтому прямиком поспешила в МХАТ имени Горького, тот, которым руководит Татьяна Доронина. Меня там благополучно развернули, объяснили, что это билеты в другой театр, и я отправилась пешком по Тверской в Камергерский. Те ощущения, что я тогда испытала, останутся со мной на всю жизнь. Я, девочка из маленького сибирского городка Ангарска, выхожу на вечернюю новогоднюю Тверскую. Вся улица в огнях, огромная елка, повсюду свет, гирлянды, лампы — это что-то невообразимое, неземное. А у детей еще есть такая привычка — сощуривать глаза на свет, и тогда все становится таким размытым и кажется, что вообще над тобой ангелы летают в каком-то божественном ореоле. И ты среди всего этого, одна, свободная, самостоятельная, ни от кого не зависящая. Вообще Москва до сих пор дарит мне подобные ощущения. Когда я еду по Тверской, неизменно испытываю восторг от того, что вижу. Мне бы очень хотелось жить там, в самом центре, самом сердце нашего огромного города. Почувствовать себя в этом бешеном бурлящем котле, наверное, можно только там. Этот ритм, сумасшедшая энергетика и сумасшедшая свобода, которую дает Москва, в центре максимально ощущаются. Я обожаю центр!

Портсигар с «Речным вокзалом»
Впрочем, делить дорогую нашу столицу на центр и периферию Ольга Хохлова начала не сразу. Это сегодня Речной вокзал по сравнению с какой-нибудь Якиманкой кажется ей безмятежно-тихим и слегка неспешно-провинциальным, а в 1995-м, когда актриса с семьей переехала сюда из далекого Владивостока, район надолго стал для нее той самой стопроцентной Москвой, куда она всегда так стремилась. Здесь все было другим: люди, дома, дороги, деревья… Даже воздух! Ольга вспоминает, как заходила в подъезд и чувствовала: вот он, особый, ни с чем не сравнимый московский воздух! Со временем, конечно, запах стал привычным, но и сегодня, бывает, нет-нет да почудится сладостное наваждение, и как-то так сразу хорошо на душе становится, отрадно. Ведь это ж Москва! Москва-а!

Все-таки щедра наша судьба на неслучайные совпадения. Вот и Ольга до сих пор удивляется, что их многолетняя связь с Речным вокзалом (а актриса по-прежнему живет в этом районе — М.Е.) оказалась почти предрешенной. Близкие друзья, переехавшие в Москву из Владивостока, жили как раз здесь. Но каково же было удивление Ольги, когда риэлтор, подбиравший ее семье первую московскую квартиру, привел их с мужем не просто в тот же самый дом, но и подъезд, где они, конечно, неоднократно бывали! А потом она случайно увидела у своего папы старый портсигар, подарочный, раритетный. На крышке красовалась маленькая гравюра — здание Речного вокзала… — Знаете, я действительно верю в чудеса, — признается Ольга. — Более того, Москва для меня — это постоянное ожидание чуда. Здесь каждую минуту с тобой может случиться нечто такое, что навсегда перевернет твою жизнь. Звонок с предложением роли, нечаянное знакомство, приглашение поучаствовать в новом интересном проекте… Москва — это город счастья и колоссальных творческих и человеческих возможностей. Не знаю, кем нужно быть, чтобы не суметь найти себя в нем. Не зря же столько людей мечтают о столице, правда, не все мечтающие могут сюда переехать. Кто-то — по финансовым соображениям, кто-то — в силу привычки. Но все равно московская сила притяжения огромна, и я постоянно кайфую от того, что живу и работаю здесь. Вот еду на машине и вижу за окном свой любимый, совершенно разный город, который постоянно меняется, все время в движении, в темпе. Это мое! Нигде так комфортно я себя не чувствовала, хотя объездила полмира. Да, есть совершенно потрясающие мировые столицы, но наша Москва одна. Даже Нью-Йорк с его бешеным ритмом жизни как будто бы чуть медлительнее, чем Москва. Я там уже как-то скучаю, мне не хватает драйва, вдохновения. А здесь меня вдохновляет все — даже московский воздух…
Запах кожи

Хотя Ольга с детства знала, что когда-нибудь будет жить в Москве, ее путь в столицу никак не назовешь простым. Хотя бы потому, что пролег он через…Владивосток. Еще в школе Оля поняла, что за ней постоянно следует камера. Если кино всегда снимается из-за угла, внезапно, пока люди не видят, могут ли таинственные кинематографисты пропустить ее, такую красивую и артистичную? Это она так думала. Поэтому каждый раз по дороге в школу всячески позировала, искренне веря, что совсем скоро прославится на всю страну. Когда пелена наивности спала, потенциальная звезда все равно не оставляла надежд стать актрисой и в 17 лет отправилась покорять далекую Москву. Поступала, как водится, сразу в несколько творческих вузов, но срезалась из-за сибирского говора. Впрочем, домой возвращаться и не подумала — устроилась на фабрику обуви и преспокойно готовилась ко «второму дублю». И по сей день запах кожи — это тоже одна из первых стойких ассоциаций с Москвой. Не самых приятных, разумеется. Понятно, что искусство требует жертв, но когда девушке с амбициями великой актрисы и наполеоновскими планами приходится «клепать» стельки и подошвы, а рабочий день неизменно заканчивать под душем, отмываясь от кожаной «пыли» — согласитесь, это уже слишком. — А вот для моего мужа запах кожи — это запах денег, — смеется Ольга, — потому что его первый бизнес был непосредственно связан с кожаными изделиями. Так что кожа для нас — разъединяющий элемент. Второй год для поступления тоже оказался неудачным. Правда, здесь уже Хохлова стала заложницей своей фамилии. Неизвестной фамилии. А бок о бок с ней шли дети известных родителей и молодые актеры, уже успевшие прославиться на всю страну. Этот конкурс фамилий она не прошла, но на Москву не осерчала. Просто отложила свидание с судьбоносным городом до лучших времен, ткнула пальцем в карту и укатила во Владивосток. В конце концов, и оттуда всегда можно вернуться… А дальше были актерский факультет в Дальневосточном институте искусств, восемь лет работы в Приморском краевом академическом театре имени Горького, встреча с любимым мужчиной, замужество, рождение детей. Однажды она напомнила мужу про Москву, которая уже заждалась. Тот уточнил: «Хорошо, ты станешь актрисой. Но, прости, а что я там буду делать?». Переезд отложили еще на какое-то время. Когда супруг наладил свой бизнес, уже он задал Ольге вопрос: «Ну ладно, я продолжу заниматься бизнесом, а кому ты там будешь нужна? С двумя-то детьми…». Ее действительно никто не ждал в Москве. Подумаешь, провинциальная актриса! Сколько их приезжает покорять этот большой непокорный город. К тому же, встречаются и помоложе. Эта жестокая правда, наверное, должна была отрезвить. Но только не ту, которая пообещала себе вернуться. — Мне кажется, не было ни одного дня, чтобы я не думала о Москве. Когда муж дал добро на переезд, у меня выросли крылья. Помню, мы приехали в необыкновенно солнечный майский день, все дышало весной, благоухало. А еще почему-то в 1995 году в Москве были белые ночи. Да-да, у меня это тоже отложилось в памяти на всю жизнь. Мы выходили с мужем на балкон в нашей первой квартире на Речном вокзале и кайфовали. Строили планы, мечтали, размышляли, говорили об этом удивительном городе.

Орел и шмель

— Середина 1990-х — время, мягко скажем, нестабильное. Неужели не было страшно? — Было трудно, но я ни одной секунды не пожалела, что переехала в Москву. Мой муж пережил очень тяжелые времена: дефолт, проблемы с бизнесом, в общем, увидел обратную сторону медали. Слава Богу, он у меня серьезный, настоящий мужчина, поэтому смог выкарабкаться, начать новый бизнес. Но однажды он мне признался, точнее, я из него вытащила клещами, что в какой-то период его даже посетила такая мысль: «Если б я знал, что будет так тяжело, я не уверен, что дал бы добро на переезд». — А если бы, и правда, не случилось? — Случилось бы, все равно случилось бы. Я на самом деле не очень люблю вот это «если бы». Когда начинаешь размышлять, анализировать, неизбежно попадаешь в тупик. Ну, допустим, вышло бы по-другому, но что тогда делать с тем, что сейчас? Знаете, есть такая народная мудрость: орел, воспитанный в курятнике, не знает, что он орел. И когда его бросают с крыши сарая, он не может лететь. А шмель, он сам толстый, и попка у него толстая, а крылышки маленькие-маленькие. Но он не знает, что, по физическим законам, эти крылышки не могут его поднять, поэтому быстро-быстро ими перебирает и вопреки всем законам возносит над землей свое толстое тельце. — Вам шмель ближе? — Да. Потому что, я думаю, есть нечто большее, чем просто законы физики. Есть какие-то духовные законы, которые ничему не подвластны. И если верить в это, не уставая и не унывая, мне кажется, любое дерево обязательно зацветет (улыбается). — То есть вы хотите сказать, что ни секунды не сомневались в успехе? — Понимаете, мне в жизни очень везет на хороших людей, и я просто не верила, что в таком замечательном городе они мне не встретятся. — Какую из встреч вы бы назвали по-настоящему судьбоносной? — Наверное, встречу с Кириллом Серебрянниковым. Это долгая история. На тот момент я уже окончила Независимую школу кино и телевидения, где училась у Владимира Хотиненко, Саши Гуревича. После этого пошла работать на «Авторское телевидение», у меня была своя программа. И вот однажды узнаю, что из Ростова приехал молодой, но безумно талантливый и перспективный режиссер. А я-то ведь актриса! На тот момент, правда, с профессией отношения складывались не слишком удачно. Я уже успела поработать в нескольких не самых известных театрах, сняться в небольших ролях. В хорошие театры не брали и роли главные не давали — лицо мое было незнакомо. А если не примелькалась, значит, либо плохая актриса, либо неудачница. Третьего не дано… В общем, я решила познакомиться с Кириллом. Помню, заловила его прямо в нашем буфете, буквально бросилась на шею со словами: «Я такая хорошая актриса, а вы такой замечательный режиссер! Давайте работать!». Эти округленные от удивления глаза Кирилла я не забуду никогда (смеется). Так я получила роль Зинки в его фильме «Ростов-папа», который имел бешеный успех. А потом он предложил мне сыграть в прогремевшем на всю Москву спектакле «Пластилин». Честно, когда прочитала сценарий, у меня волосы дыбом встали. Говорю: «Ты кого мне предлагаешь играть? Бомжиху, которую на стадионе кто-то насилует?!». Знаете, что он мне ответил? «Ты глупая, ничего не понимаешь. Бомжиха — это Офелия, только в возрасте». В итоге мне досталась роль беременной невесты, за которую я даже — о, Боже — была номинирована на премию «Чайка». Помню, эту новость я узнала поздно вечером. Когда услышала: «Это вам звонят из оргкомитета премии «Чайка», вы у нас номинированы», дар речи потеряла. Зато потом начала, как заведенная, прыгать, разбудила всех домашних, маме позвонила в Ангарск, кричала в трубку: «Мама, что мне надеть на церемонию?». В конце концов, решила разделить свою эйфорию с Серебрянниковым. Звоню: «Кира, мне не в чем идти! Может, платье беременной невесты надеть?». Он меня отрезвил: «А представляешь, если тебе не дадут премию, как ты будешь выглядеть?». Премию мне, действительно, не дали, но этот успех я считаю началом моей настоящей карьеры. Я стала сотрудничать с Центром драматургии и режиссуры Рощина и Казанцева, где и шел наш «Пластилин». Не поверите, но мне иногда кажется, что этот театр был создан специально для меня. Самое интересное, что его открытие приурочили специально к 100-летию МХАТа: Московский художественный театр открылся в 1898 году, а наш театр — в 1998-м. Это тоже очень символично для меня. Почему Центр Рощина и Казанцева мне идеально подходит? Дело в том, что во многих репертуарных театрах режиссеры ревностно относятся к киношной занятости артистов, здесь же графики спектаклей формируются исходя из занятости актеров, так, чтобы всем было удобно. Ну и потом, это какой-то другой театр, здесь особые отношения, особая атмосфера…

С одобрения Высоцкого

Еще более особой атмосфера казалась, когда театр «квартировал» на базе центра Высоцкого на Таганке. Дух легендарного артиста здесь чувствовался повсюду. За кулисами висел большой портрет, и Ольга частенько ловила себя на мысли, будто общается с самими Владимиром Семеновичем и получает его благословение. «Мне кажется, ему нравилось то, что мы делаем, он это одобрял», — говорит актриса. На вопрос о том, где для нее концентрируется театрально-творческая Москва, Хохлова, не задумываясь, отвечает: «Там, где меня пока нет» и, помолчав, поясняет: «Во МХАТе, в Камергерском». Этот театр Ольга считает главным в Москве, хотя и не скрывает, что особое отношение — родом из детства. Тот самый первый московский спектакль после сказочной прогулки по новогодней Тверской на всю жизнь расставил приоритеты. К тому же, там играют такие артисты, у которых есть чему поучиться. Вот например, Константин Хабенский. Каков он на репетициях? Полностью самобытен или все же прислушивается к советам режиссера? Как он постигает роль? Имеет ли право на ошибку? — В последнее время все чаще ловлю себя на мысли, что панически боюсь допустить ошибку, — поясняет Ольга свой необычный интерес. — Я такая, знаете, правильная актриса — так учили, так привыкла. Но мне почему-то кажется, что актеры уровня Кости Хабенского могут ошибаться. Вот, я какой, принимайте меня как есть! Согласитесь, это большая привилегия? Она не боится признаться себе, что в карьере еще не все сложилось так, как хотелось бы. Конечно, популярности Ольге Хохловой сегодня не занимать — ее действительно узнают на улицах. Это раньше приходилось отдуваться за Анну Ардову, с которой актрису почему-то все время путали. «Распишитесь, пожалуйста, вы так здорово играете в «Женской лиге». Сегодня автографы берут уже у «мамы Веника» из «Папиных дочек» (кто смотрит, тот знает — М.Е.) и у «мамы Ксюши» из серила «Кадетство». Все-таки дети — благодарная публика, способная любить со всей своей полагающейся по возрасту непосредственностью… А еще, бывает, остановит прохожий и скажет: «Вы так похожи на одну московскую артистку. Она в фильме «Затмение» Любку играла». В таких случаях Ольга идет на хитрость: «Ну и как, нравится вам эта актриса?» — «Да, натуральная такая, жизненная!». Пожалуй, такое признание, действительно, дорогого стоит. — Не верьте, если вам кто-то из актеров скажет, что известность, узнаваемость, признание — это все не важно. У нас публичная профессия, и это, безусловно, ее неотъемлемая часть. Я тоже приехала в Москву, чтобы реализовать себя в профессиональном плане, поэтому мне подобные вещи очень даже приятны. — О чем вы мечтаете?

— Я даже не мечтаю, я надеюсь и верю, что когда-нибудь какой-нибудь режиссер предложит мне проект, задуманный специально для меня. Вот он сейчас приглядывается ко мне, а потом возьмет и предложит что-нибудь эдакое. Именно поэтому я часто отказываюсь играть в «мыле», ведь это, как ни крути, накладывает определенный отпечаток, часто ты становишься заложником одной сериальной роли. А я не для этого в Москву приехала (улыбается). По Москве чудесной вместе с Ольгой Хохловой прогуливались Мария ЕГОРОВА и Александр ОРЕШИН (фото)
ВМЕСТО ДОСЬЕ Ольга Хохлова родилась в 1965 году в городе Ангарске Иркутской области. Окончила актерский факультет Дальневосточного института искусств (1987) и Независимую школу кино и телевидения (2000). С 2001 года сотрудничает с Центром драматургии и режиссуры М. Рощина и А. Казанцева. Играет в спектаклях: «Пластилин», «Трансфер», «Половое покрытие», «Смерть Тарелкина» и др. Также участвует в международном проекте Содружества российской конфедерации театров и Английского театра Деклана Доннеллана «Борис Годунов». Фильмография: «Ростов-папа», «Казус Кукоцкого», «Двенадцать», «Личная жизнь доктора Селивановой», «Затмение» и др. Всего — более ста ролей разного плана.

 

http://moscvichka.ru/2009/10/11/olga-hohlova-aktrisa-teatra-i-kino-moskva-dlya-menya-eto-postoyannoe-ozhidanie-chuda-1425.html